Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

СF

Христос и антихрист


Независимо от отношения к творчеству Ильи Глазунова, нельзя не признать, что картина сильная:

102103345_large_Hristos_i_antihrist


"...приидет всескверный, как тать, чтобы прельстить всех, приидет притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающимся идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия. При всем этом с великою властью совершит знамения, чудеса и страхования, приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласков. И во всем этом благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Ибо как многие народы и сословия увидят такие добродетели, совершенства и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с величайшею радостью воцарят его, говоря друг другу: "найдется ли еще человек, столь добрый, правдивый?" (Преподобный Ефрем Сирин)

И внешнее отличие - лишь в глазах. Зеркале души.

СF

"Слезинка ребенка" и закон Димы Яковлева


И вновь в связи с нашумевшей ситуацией сразу вспоминаются образы Достоевского, пожалуй, лучше всего характеризующие происходящее. Ведь основной аргумент противников запрета продажи усыновления американцами российских детей - не что иное, как очередная инкарнация "слезинки ребенка" Ивана Карамазова, вершины "гуманизма" от лукавого.

Невероятно сложный и тонкий момент, который удалось чутко распознать Федору Михайловичу: "Под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему". Ярчайшая иллюстрация сего не замедлила появиться...


Черт и Иван Карамазов. Кадр из фильма

СF

Разгильдяйство или идеализм?

Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю, кроме истории наших предков,
такой, какой нам Бог ее дал.

А.С.Пушкин



Очень важный вопрос поднял в своей недавней статье Александр Артемов. Автор верно отметил, что явление, называемое им «русским разгильдяйством», имеет вполне объективные истоки и причины. Осмыслив их, мы сможем вплотную приблизиться к ответу на вековой вопрос «что делать?».

Конечно, существует множество факторов, сформировавших соответствующее отношение русских к жизни. Немаловажную роль сыграли климатические условия и обширные пространства, о влиянии которых написано уже достаточно много. «Дождь! Потом снег! Потом ветер! Потом морозы! Ёлки эти проклятые!» - говорил один из героев известного кинофильма. Но ведь не только в этом дело? В чем же еще? Попробую указать на несколько значимых на мой взгляд моментов.

Первый заключается в специфике русской истории. Для ее понимания просто необходимо учитывать, что бОльшую часть своей жизни Россия провела в войнах, преимущественно вынужденных.


Collapse )
СF

Страшная тайна русского самодержавия



Российская монархия многим представляется в виде образа, чем-то похожего на капризную королеву из советского мультфильма «12 месяцев»: кажется, что даже число дней в году было подвластно безраздельной монаршей воле. «Неограниченность» самодержавия мнится как всеобъемлющее и беспрекословное исполнение любого желания и прихоти царя или царицы. Трезвый же подход должен рассудить: такого быть не может. И действительно. Страшная тайна русского самодержавия заключается в том, что сам монарх полностью подчинялся российским законам, опираясь на наследие государственного творчества своих предков. «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих… Закон, в надлежащем порядке обнародованный, должен быть свято и ненарушимо исполняем всеми и каждым…, без различия званий, чина и пола» - гласили Основные Законы Российской империи. А положение монарха требовало необычайно ревностного их исполнения, ведь венценосец во все времена был идеалом и образцом для большинства своих подданных.

Да, ни один закон в России не принимался без утверждения государем, и до 1905 года никто не был вправе наложить «вето» на монарший указ. Однако русский самодержец в своей деятельности всегда должен был руководствоваться законами, принятыми его предками и им самим. В этом состоит основное отличие легитимной монархии от выродившейся или незаконной ее формы – тирании (или деспотии). Конечно, могли быть исключения, но лишь в действительно особых случаях. И исключения, как водится, подтверждали правило, полностью соответствуя если не букве, то духу закона.

Поэтому разного рода измышления, объясняющие, к примеру, убийство Александра II обеспокоенностью части российских верхов якобы имевшим место желанием императора возвести на трон своего внебрачного сына, хороши лишь для интеллектуальных экспериментов или недорогих романов: подобное изменение действовавшего закона о престолонаследии было просто немыслимо. Кстати, противоречит сему закону и текст так называемого манифеста об отречении Николая II, не имевший по этой причине юридическую силу, что, правда, в известных условиях уже не сыграло никакой роли. Знал ли об этом последний русский император? Не мог не знать… Впрочем, это уже совсем другая тема.

СF

Пионеры

Такие люди когда-то ходили с Дежневым, покоряли Сибирь и осваивали Дальний Восток.



"Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!"

СF

Преемственность героизма


35 лет назад, 23 мая 1977 года, в самом центре Русской равнины, под Пензой, появился на свет мальчик, названный родителями Евгением. Детский садик, игры со сверстниками, затем школа - жизненный путь юного Жени ничем не отличался от биографии миллионов русских мальчишек тех времен. В 18 лет возмужавшего парня проводили в армию. В начале 1996 года он узнал о предстоящей командировке в «горячую точку» – Чечню. Мы можем только предполагать, что укрепляло дух солдата в столь непростых условиях. Это определенно могла быть вера и нательный крест, который Женя носил на простой веревочке, не снимая, уже 8 лет. Не снял он крест и в обмен на свободу перед угрозой гибели в плену у бандитов. 23 мая 1996 года, в день своего девятнадцатилетия, воин-герой Евгений Родионов принял мученическую смерть.

Максим Фаюстов. Русский мученик Евгений Родионов.

Быть может, сам того не зная, Евгений повторил подвиг другого русского солдата, Фомы Данилова, веком ранее варварски умерщвленного в плену у кипчаков за отказ отвергнуть христианскую веру и перейти в магометанство. Нетленным памятником двум русским героям, а также всем безымянным воинам, сложившим головы за верность Отечеству и вере, служат слова Федора Михайловича Достоевского:

“Ведь это, так сказать, - эмблема России, всей России, всей нашей народной России, подлинный образ ее, вот той самой России, в которой циники и премудрые наши отрицают теперь великий дух и всякую возможность подъема и проявления великой мысли и великого чувства.<…>
народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но всё же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам, и почти сплошь безобразником. Но, видите ли, я осмелюсь высказать одну даже, так сказать, аксиому, а именно: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, … а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом…
Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных и неприметных экземпляров народа русского, неприметных, как сам народ русский. (О, он для многих еще совсем неприметен!) Может быть, в свое время не прочь был погулять, выпить, может быть, даже не очень молился, хотя, конечно, бога всегда помнил. И вот вдруг велят ему переменить веру, а не то - мученическая смерть. При этом надо вспомнить, что такое бывают эти муки, эти азиатские муки! <...> Но несмотря на всё, что его ожидает, этот неприметный русский человек принимает жесточайшие муки и умирает, удивив истязателей. Знаете что, господа, ведь из нас никто бы этого не сделал. Пострадать на виду иногда даже и красиво, но ведь тут дело произошло в совершенной безвестности, в глухом углу; никто-то не смотрел на него; да и сам Фома не мог думать и наверно не предполагал, что его подвиг огласится по всей земле Русской. Я думаю, что иные великомученики, даже и первых веков христианских, отчасти всё же были утешены и облегчены, принимая свои муки, тем убеждением, что смерть их послужит примером для робких и колеблющихся и еще больших привлечет к Христу. Для Фомы даже и этого великого утешения быть не могло: кто узнает, он был один среди мучителей. Был он еще молод, там где-то у него молодая жена и дочь, никогда-то он их теперь не увидит, но пусть: "Где бы я ни был, против совести моей не поступлю и мучения приму", - подлинно уж правда для правды, а не для красы! И никакой кривды, никакого софизма с совестью: "Приму-де ислам для виду, соблазна не сделаю, никто ведь не увидит, потом отмолюсь, жизнь велика, в церковь пожертвую, добрых дел наделаю". Ничего этого не было, честность изумительная, первоначальная, стихийная. Нет, господа, вряд ли мы так поступили бы!”



СF

Березовский - не Курбский


Похоже, команда известного «опального олигарха» всерьез решила представить Бориса Абрамовича неким Андреем Курбским XXI века. Во всяком случае, складывается ощущение, что автор(ы) открытых писем Березовского вдохновлялись посланиями "первого русского диссидента" Ивану IV: те же ссылки на мнение обиженных и несогласных, призывы к созыву "комитета спасения" ("избранная Рада" Курбского?), упоминания Бога и божественного суда, обращение к Церкви как к посреднику и сдерживающему фактору от кровавого разгула беззакония и смуты.

Однако, подобия здесь не больше, чем между строением атома и Солнечной системы. И дело даже не в том, что исторический масштаб личностей несопоставим, причем как у авторов, так и у адресатов. Андрей Курбский, происходивший из знатного русского рода, имел заслуги перед Отечеством, по модулю, может быть, и соизмеримые с деятельностью Березовского. Но для России действия последнего, конечно, могут рассматриваться исключительно с отрицательным знаком.

Главное же заключается в том, что Курбский, при всей противоречивости личности и судьбы, приведшей его в конечном счете на путь измены, по-своему любил Россию, считал ее своей родиной. Очевидно, про Бориса Абрамыча такое сказать не представляется возможным. А значит, его письма насквозь пропитаны ложью.

Так что, нет, Березовский – не Курбский, он другой. Абсолютно. А найдется ли в России человек, способный, подобно Ивану Грозному, на решительные действия во благо Отечества? Посмотрим.

СF

О мурзах и мурзиках


Со времен ордынского ига представителей монголо-татарской знати называли на Руси "мурзами". Позднее этот термин закрепился за татарскими князьями, не имевшими по русским законам особых привилегий. Слово, конечно, заимствованное из тюркских языков.

В этой связи любопытна всем известная русская традиция называть бродяжьих, грязных и неухоженных, а порой и просто черных котов "мурзиками". И это не случайно: открывая, к примеру, Даля, мы обнаруживаем там слова "замурзана (замурза)", "умурзиться" и проч. Да и сам "мурза" в русских областях обозначал, в том числе, замарашку.

Вот такая получается занятная этимология;)

СF

Москва и москвичи 145 лет назад

Практически ничего не изменилось...

Хотя, в Москве у дворников появились ломы (но это совершенно не помогает), а водосточные трубы уже и в Петербурге не выводятся под тротуар:)

Оригинал взят у nilsky_nikolay в Москва и москвичи 145 лет назад

Collapse )


Обращает на себя внимание, что статья дозволена цензурою для печати в одной из влиятельнейших столичных газет того времени, бывшей официозным изданием, связанным с правительственными кругами.