Ulmerug (ulmerug) wrote,
Ulmerug
ulmerug

Categories:

Образовательный стандарт по Достоевскому

Оригинал взят у sergeytsvetkov в Образовательный стандарт по Достоевскому
Не так давно была в моде тема «100 книг, которые должен прочитать каждый». Приводились различные варианты списков, рейтингов и т.д.

А вот как ответил на подобный вопрос Ф.М. Достоевский (в письме к одному из своих почитателей, Н.Л.Озмидову, который интересовался, какие книги следует прочитать его дочери):

«12-ти лет я в деревне, во время вакаций, прочел всего Вальтер-Скотта, и пусть я развил в себе фантазию и впечатлительность, но зато я направил ее в хорошую сторону и не направил на дурную, тем более что захватил с собой в жизнь из этого чтения столько прекрасных и высоких впечатлений, что, конечно, они составили в душе моей большую силу для борьбы с впечатлениями соблазнительными, страстными и растлевающими. Советую и Вам дать Вашей дочери теперь Вальтер-Скотта, тем более что он забыт у нас, русских, совсем, и потом, когда уже будет жить самостоятельно, она уже и не найдет ни возможности, ни потребности сама познакомиться с этим великим писателем; итак, ловите время познакомить ее с ним, пока она еще в родительском доме, Вальтер-Скотт же имеет высокое воспитательное значение. Диккенса пусть прочтет всего без исключения. Познакомьте ее с литературой прошлых столетий (Дон Кихот и даже Жиль Блаз). Лучше всего начать со стихов. Пушкина она должна прочесть всего — и стихи и прозу. Гоголя тоже, Тургенев, Гончаров, если хотите; мои сочинения не думаю, чтобы все пригодились ей. Хорошо прочесть всю историю Шлоссера* и русскую Соловьева. Хорошо не обойти Карамзина. Костомарова** пока не давайте. Завоевание Перу, Мексики Прескотта*** необходимы. Вообще исторические сочинения имеют огромное воспитательное значение. Лев Толстой должен быть весь прочтен. Шекспир, Шиллер, Гете — все есть и в русских, очень хороших, переводах. Ну вот этого пока довольно. Сами увидите, что впоследствии, с годами, можно бы еще прибавить!»
Старая Русса, 18 августа 1880 г.

* Вероятно, Достоевский имеет в виду «Всемирную историю» немецкого историка Ф.-К. Шлоссера (1776—1861), русский перевод которой вышел под редакцией Н. Г. Чернышевского и В. А. Зайцева (СПб., 1861—1869. Т. 1 — 18).

** Достоевский относился к историческим работам Н. И. Костомарова критически. Попытка Костомарова поставить под сомнение вопреки историческим фактам личную доблесть князя Дмитрия Донского вызвала возмущение Достоевского. В 1880 г. в период подготовки к юбилею Куликовской битвы Достоевский вновь призывал историков дать отпор Костомарову.

*** Речь идет о книгах В. Прескотта «История завоевания Мексики» (1843) и «История завоевания Перу» (1847). В библиотеке Достоевского была другая работа этого автора — «История царствования Филиппа II, короля испанского» (рус. пер. — 1858).


Между прочим отроковнице, которая должна была проглотить эти тома, было 13 лет. Эта маленькая деталь дает понять, что такое дореволюционное образование.

P.S.
Традиция эта еще некоторое время жила в семьях недобитых интеллигентов. Так, Лидия Чуковская вспоминает, что Корней Иванович подарил ей на одиннадцатилетие трехтомник Жуковского, чему она была несказанно рада.
__________________________________________________________________________
Рад сообщить, что моя книга «Последняя война Российской империи» выйдет осенью этого года.
Заказать свой экземпляр с автографом и подарком от автора можно уже прямо сейчас по адресу:

http://planeta.ru/campaigns/15556 (там же см. информацию о книге)

или обратившись непосредственно ко мне (контакты в профиле).

Заказав книгу, вы получите её почтовой пересылкой (оплата за счет получателя). Возможен самовывоз в Москве при личной встрече.
Есть также вариант с электронной версией.

Буду благодарен за перепост.
Tags: классика, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments