Ulmerug (ulmerug) wrote,
Ulmerug
ulmerug

Categories:

Бесы





Новая экранизация Хотиненко очень недурна. Пожалуй, роман Достоевского лучше не снять. Прекрасный подбор актеров (часто ловил себя на мысли, что именно такими героев я и представлял, особенно это касается Шатова), неплохая игра. Может показаться, что местами актеры переигрывают, но, думаю, это вполне в стилистике Федора Михайловича: его герои всегда "на надрыве".

Придираться не хочется, но, на мой взгляд, не стоило исключать два важнейших и мощных момента романа: изложение теории Шигалева и предсмертное озарение Степана Трофимовича Верховенского. На всякий случай, приведу их здесь.

Шигалевщина:
"Выходя из безграничной свободы, я (слова Шигалева - прим.) заключаю безграничным
деспотизмом.<…>
- Тут, господа, не то-с. Г. Шигалев слишком серьезно предан своей задаче и
притом слишком скромен. Мне книга его известна. Он предлагает, в виде конечного
разрешения вопроса - разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля
получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те
же должны потерять личность и обратиться в роде как в стадо и при безграничном
повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, в роде как бы
первобытного рая, хотя впрочем и будут работать. Меры, предлагаемые автором для
отнятия у девяти десятых человечества воли и переделки его в стадо, посредством
перевоспитания целых поколений, -весьма замечательны, основаны на естественных
данных и очень логичны. Можно не согласиться с иными выводами, но в уме и в знаниях
автора усумниться трудно. Жаль, что условие десяти вечеров совершенно несовместимо с
обстоятельствами, а то бы мы могли услышать много любопытного. <…>
Шигалев гениальный человек! Знаете ли, что это гений в роде Фурье; но смелеет Фурье,
но сильнее Фурье; я им займусь. Он выдумал "равенство"!
"С ним лихорадка, и он бредит; с ним что-то случилось очень особенное", посмотрел на
него еще раз Ставрогин. Оба шли не останавливаясь.
- У него хорошо в тетради, - продолжал Верховенский, - у него шпионство. У него каждый
член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а
все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное
равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий
уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших
способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами.
Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем
приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику
выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями, вот Шигалевщина! Рабы должны быть
равны: Без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть
равенство, и вот Шигалевщина! Ха-ха-ха, вам странно? Я за Шигалевщину! ...
- Слушайте, Ставрогин: горы сравнять - хорошая мысль, не смешная. Я за Шигалева! Не
надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо
устроиться послушанию. В мире одного только недостает, послушания. Жажда
образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже
и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы
пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному
знаменателю, полное равенство. "Мы научились ремеслу, и мы честные люди, нам не надо
ничего другого" - вот недавний ответ английских рабочих. Необходимо лишь необходимое,
вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители.
У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность, но раз в
тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до
известной черты, единственно чтобы не было скучно. Скука есть ощущение
аристократическое; в Шигалевщине не будет желаний. Желание и страдание для нас, а для
рабов Шигалевщина."

Откровение С.Верховенского:
"Софья Матвеевна знала Евангелие хорошо и тотчас отыскала от Луки то самое место, которое я и выставил эпиграфом к моей хронике. Приведу его здесь опять:
"Тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы вышедши из человека вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее, и пришедши к Иисусу нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им как исцелился бесновавшийся".
- Друг мой, - произнес Степан Трофимович в большом волнении, - savez-vous, это чудесное и... необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения... dans ce livre... так что я это место еще с детства упомнил. Теперь же мне пришла одна мысль; une comparaison. Мне ужасно много приходит теперь мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней - это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! Oui, cette Russie, que j'aimais toujours. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы, вся нечистота, вся эта мерзость, загноившаяся на поверхности... и сами будут проситься войти в свиней. Да и вошли уже может быть! Это мы, мы и те, и Петруша... et les autres avec lui, и я может быть первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и "сядет у ног Иисусовых"... и будут все глядеть с изумлением..."

В общем, фильм всецело рекомендую.

Да, трейлер взял у drfaust_spb
Tags: кино, классика
Subscribe

  • Как убивали великую русскую культуру

    Оригинал взят у arguendi в Как убивали великую русскую культуру Просто пипец какая история. Мне даже стыдно стало, что я до сих пор не в…

  • Николай II о "Матильде"

    Оригинал взят у sergeytsvetkov в Николай II о "Матильде" «Я считаю, что кинематография — пустое, никому не нужное и даже…

  • О культурке

    Фонд кино поддержит 16 российских фильмов В список вошли четыре фильма кинокомпании СТВ — «Конек-Горбунок», «О чем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment